Издревле культ учителя или почитание наставника, педагога
считается нормой в Японии. Культ учителя, исторически сложившийся в обществе,
закреплен в соответствующих афоризмах: «Отступи на 3 шага, чтобы не попасть на
тень учителя»; «Учитель - ветер, ученики - трава, ветер дует – трава склоняется».
После второй мировой войны в 1949 году в Японии была проведена масштабная
реформа высшего образования, в том числе и педагогического. Учительство в
Японии считалось мужским делом. Престижность профессии учителя подтверждается и
оплатой его труда, которая на 25% выше средней заработной платы
государственного служащего. Многое изменяется в ней, но неизменным остается
профессионализм учителя, особенно начальной школы. Его подготовка длится в
течение шести лет и не имеет аналогов в мире. Получить право быть сэнсэем – так
обращаются в Японии к учителю – не просто.
Наличие высшего педагогического образования достаточно сложная экзаменационная проверка в
несколько этапов, на которых надо подтвердить прежде всего способность быть в
глазах детей примером в различных областях знаний, в том числе в музыке,
живописи, спорте. А это значит владеть пером и кистью, играть на музыкальном
инструменте, иметь спортивный разряд. Помимо профессиональных знаний, умений и
навыков, учитель начальной школы должен быть безупречно нравственным, создавать
отзывчивую среду, уметь жить с детьми, формировать у них способность к
взаимопомощи, приучать их к самоанализу и постоянно работать над
самообразованием.
Основоположник современной школы дзюдо, лидер одного из первых тренировочных
учреждений для подготовки преподавателей, Ж. Кано определил 4 принципа,
которыми и сейчас стараются руководствоваться наставники молодого поколения:
- воспитание самое ценное, что существует в мире;
- воспитание главное для всякого человека, так как определяет его жизненный путь;
- воспитание только тогда становится благом, когда вырабатывает жажду к знаниям;
- блаженство от учения происходит при внимательном взращивании стремления учиться.
Ж. Кано, размышляя о подготовке будущего педагога, предлагал располагать в виду
3 главные цели:
- молодой преподаватель обязан понимать возможности в результате получения образования;
- наставнику необходимо источать и возбуждать наслаждение от процесса обучения;
- педагогу необходимо всегда помнить, что он считается носителем национальной культуры и обычаев.
В Японии нет Дня учителя. Да и зачем японским учителям
отдельный праздник, когда каждый день их жизни словно праздник? В метро для них
существуют отдельные места, для них открыты отдельные магазины, учителя не
стоят в очередях за билетом на любой вид транспорта. В Японии учитель – самая уважаемая
профессия.
Остается только завидовать. А у нас продолжат учителей обижать и унижать. Жаль)))
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анна Борисовна. Оказывается в Японии стать учителем совсем не просто. Для этого нужно не только окончить университет, но и сдать специальный экзамен на пригодность к преподавательской деятельности и получить на неё лицензию.
УдалитьСкоро и у нас учителя будут сдавать экзамены на профпригодность.